Балансотерапия. Что это?

Корзина
В корзине ничего нет
 

Что понимают под балансотерапией

Общая трактовка данного термина весьма многополярна. К балансотерапии (или стабилотерапии) относят упражнения, выполняемые:

  1. в целях восстановления функции ходьбы после острого нарушения мозгового кровообращения;
  2. в целях увеличения резистентности вестибулярной системы к кинетозным воздействиям. Проще говоря, чтобы не укачивало в транспорте;
  3. в целях повышения точности интерпретации данных сенсорных систем  человека: зрения, слуха, осязания и проприоцептивного ощущения;
  4. а также в целях повышения когнитивных функций мозга: чтения, обучения и способности концентрации внимания.

Если первые два пункта этого списка являются самоочевидными, то третий и, особенно, четвертый требуют пояснений. Это мы и попытаемся сделать в рамках данной статьи. Тем более, что в рамках этого сайта мы понимаем под балансотерапией именно эти пункты.

Но начнем с самого начала.

История представлений о функциях мозжечка

Мозжечок — очень заметная и особенная часть головного мозга. То, что он есть, заметили еще древние философы. Древние философы писали, что есть мозг и «малый мозг», «параллельный мозг», имея в виду мозжечок.

Уже древний лекарь Гален довольно уверенно сообщал, что мозжечок связан с организацией, как бы сейчас сказали, моторных актов, что это орган мозга, связанный с движением. Такие выводы о работе мозжечка Гален строил, исходя из удивительных предположений. В то время считалось, что движение организуется пневматическим способом, то есть душа-«пневма» накачивается в маленькие трубочки-нервы и от этого совершаются все движения. Поэтому орган, который регулирует движения в мозге, не может быть мягким, как весь мозг. А вот мозжечок как раз имеет твердую структуру, поэтому как клапан для пневмы он подходит лучше. Таким образом, считалось, что мозжечок занят управлением мышцами, а весь остальной мозг занят управлением мыслями.

В средние века мозжечку приписывали самые разнообразные функции: сексуальное влечение, обеспечение жизненных функций, инстинктивное поведение и тому подобное. Эта генерация теорий продолжалась примерно до 18 в., пока французский ученый Флоранс впервые не освоил технику удаления части головного мозга, в основном, птиц и не стал делать исследования, определяющие, какие функции пропадают после удаления той или иной части мозга. Таким образом, он впервые обнаружил, что при удалении мозжечка птицы не только не умирают, но и продолжают интересоваться противоположным полом. Из  чего он сделал вывод, что ни обеспечение жизненных функций, ни сексуальное влечение в мозжечке не находятся. Также он заметил и впервые сформулировал термин «координация движений», что в настоящее время является основой наших представлений о том, что же делает мозжечок. Таким образом, Флоранс выявил, что никакое движение после удаления мозжечка не пропадает, но страдает координация движений.

Заметный прорыв в понимании функции мозжечка случился в 60-е гг, когда ученый Дэвид  Марр занимался теоретическими нейронауками и предположил то, что мозжечок должен делать. В дальнейшем к ученому присоединились Альгус и Витт и их теория получила название «теория Маара-Альгуса-Витта».

Обнаружилось, что мозжечок — не только моторный орган и его большая часть связана с отделами лобной коры, так, что он имеет прямое отношение не только к моторным, но и когнитивным процессам. Что привело к формированию теории «когнитивно-аффективного мозжечкового расстройства» или «дизметрии мысли».

Баланс и много-сенсорная интеграция

Вестибулярная система получает «сырые» данные из вестибулярных органов, состоящих из трех полукружных каналов, купулей и отолитового аппарата. Три канала ориентированы по трем пространственным координатным осям в системе отсчета, связанной с ориентацией головы человека. Они определяют изменение скорости перемещения в каждом из трех направлениях.

Когда голова испытывает ускорение, внутри каналов перемещается эндолимфа, и ее движение фиксируется  волосковыми клетками каждого канала. Мозг использует эту информацию для расчета отклонения тела от  инерциального состояния. Навигационные (не спутниковые) системы авиалайнеров во многом схожи по принципу действия с вестибулярным аппаратом человека.
Для ориентации осей относительно  вертикально действующей силы тяжести  в отолитовом аппарате также имеется сферический мешочек, схожий по сути с  маятником.

Вестибулярный аппарат комбинирует  инерциальную информацию трех полукружных каналов с данными гравитационной ориентации, получаемых от отолитового органа.  Именно такой подход обеспечивает нас возможностью постоянного информирования об изменении направления движения вне зависимости от положения головы. Она может быть наклонена в любом направлении, и все равно данные вестибулярных сенсоров позволяют рассчитать истинную траекторию движения – траекторию относительно силы тяжести – и верное восприятие трехмерного пространства вокруг нас.
Столь значительная роль вестибулярного аппарата в основах восприятия делает очень существенной зависимость иных функций мозга от работы вестибулярной системы.

Для того, чтобы сформировать полное и точное представление об окружающем нас мире, мы должны собрать и проанализировать информацию от всех наших органов чувств. Таким образом, мы сопоставим звук реактивного двигателя с серебристыми инверсионными следами в небе над нами (слух и зрение), или небольшой круглый объект, ощущаемый руками с наблюдаемым глазами белым бейсбольным мячом (осязание и зрение).
Трехмерная же модель мира, выстраиваемая вестибулярной системой,  служит пространственной структурой  - сеткой, в которую интегрируются все другие сенсорные данные.

Птичка поет на дереве – стереофонический слух дает нам направление источника звука, но это направление помещается в базис, выстроенный вестибулярном аппаратом.
Глаза передали в зрительный центр красивую картинку салюта на 9-ое Мая – но что бы означала эта информация, если бы она не была снабжена пространственными данными, не была бы привязана к координатам?

И тут мы приходим к очень простому и логичному выводу. Точность, а даже, скорее, разрешающая способность вестибулярной системы, определяющим образом влияет на корректность обработки данных, получаемых от всех большинства сенсорных систем организма.

Происходящее по тем или иным причинам искажение обработки информации, поступающей от вестибулярной системы, сделает невозможной точную интерпретацию данных всех прочих сенсоров нашего организма.

Таким образом, одной из задач, решаемых занятиями на балансировочной доске, является повышение точности интерпретации данных сенсорных систем  человека: зрения, слуха, осязания и проприоцептивного ощущения.

Чтение, внимание, обучение

Более поздние исследования показали, что мозжечок ответственен  не только за моторные функции. Он имеет связи практически со всеми другими отделами мозга, и одна из его задач – диспетчеризация сигналов, поступающих из одних структур, фильтрация и направление ее верному адресату. Это своеобразный процессинг данных, и в норме он выполняется с очень большими скоростями; мозжечок – самый быстрый отдел мозга. Считается, что в нем локализовано половина всех нейронов мозга.

Исследования американского доктора Фрэнка Белгоу показали, что всего 15-ти минутное занятие на одноименной балансировочной доске здорово улучшает обработку информации мозгом. На оригинальном балансире Белгоу есть надпись, предлагающая проверить этот факт следующим образом.

Прочитать параграф незнакомого текста, записывая чтение на диктофон. Затем выполнять простые упражнения на балансировочной доске в течение 15 минут, а после прочитать и записать следующий параграф. Утверждается, что прослушав обе записи, Вы будете поражены улучшением функции чтения. А также отметите улучшение в:

  • функционировании  памяти,
  • бинокулярном зрении и
  • остроте зрения вообще.

То есть, заставляя мозжечок выполнять усложненную задачу удержания баланса, мы усиливаем не только его основную функцию - моторную, но и функцию процессинга и диспетчеризации.

  • Дальнейшие исследования заключались в комбинировании задач удержания баланса и упражнений на ловкость:
  • бросание мячиков в цель;
  • подкидывание и улавливание мешочков с бобами;
  • отслеживание и прогнозирование траектории движения мяча на подвесе, связанное с проприоцептивной задачей – отбивание этого мяча строго определенной частью тела, например, локтем.

Такие комбинации упражнений показывали помимо прочего также улучшение артикуляции, увеличение объема слов, запоминаемых на слух и последующее их воспроизведение, и, самое главное, улучшение способности концентрировать внимание.

Набор таких упражнений был описан доктором и в последствие явился основой программы «Прорыв в обучении» (от англ. «Learning Breakthrought»).